Дневной стационар медицинской реабилитации

Дневной стационар медицинской реабилитации

В соответствии с «Порядком организации медицинской реабилитации» (приказ министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012г №1705н) на базе ГБУ РО «ОДКБ» с 1.01.17г. в  результате реорганизации коечного фонда Отделения восстановительной медицины и отделения дневного пребывания для лечения детей с задержкой речевого развития  вследствие тугоухости и органического поражения ЦНС открыт Дневной стационар медицинской реабилитации, который предназначен для детей с заболеваниями центральной нервной системы и органов чувств, реабилитации больных с заболеваниями опорно – двигательного аппарата и периферической нервной системы, для детей с нарушениями речи и слуха.

Отделение рассчитано на 30 коек дневного пребывания.

В отделении осуществляется  мультидисциплинарный подход к реабилитации детей в возрасте от 1 мес. до 18 лет.

Реабилитация в стационаре проводится при следующих патологиях:

1.    Различные формы ДЦП

2.    Органическое поражение ЦНС с синдромами

3.    Последствия черепно – мозговой и спинно – мозговой травм (в промежуточный и отдаленный периоды)

4.    Последствия нарушения мозгового кровообращения (промежуточный и отдаленный восстановительный периоды)

5.    Врожденные пороки развития  головного и спинного мозга

6.    Вегето – сосудистая дистония

7.    Поражения периферических нервов различной локализации

8.    Заболевания опорно – двигательного аппарата

9.    Нейросенсорная потеря слуха (в том числе после кохлеарной имплантации)

10. Нервно – мышечные заболевания

11. Тяжелые нарушения речи.

 

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ детям с речевыми нарушениями в условиях стационара оказывается индивидуально и включает в себя:

·         консультация заведующей отделения;

·         регулярный осмотр врача-невролога;

·         медикаментозная терапия;

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ при индивидуальной работе состоит из:

·         консультация логопеда (при поступлении и выписке)

·         регулярные индивидуальные занятия с логопедом

·         консультация психолога

·         занятия с психологом или вторым логопедом назначаются в зависимости от состояния ребенка

 

Дневной стационар медицинской реабилитации оказывает комплексную помощь детям со всеми видами нарушений речи:

·         заикание;

·         алалия;

·         общее недоразвитие речи;

·         задержка речевого развития (по темпу);

·         нарушение звукопроизношения (дизартрия, дислалия);

·         расстройства речи при врожденных расщелинах неба (ринолалия, ринофония);

·         слухо-речевая реабилитация детей после операции кохлеарной имплантации 

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, проявляющееся в повторении звуков, слогов, растягивании звуков и слогов, паузы (блоки) молчания.

Алалия  — отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи). Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная — с нарушением речеслухового анализатора.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами.

Дооперационный этап логопедической работы:

- формирование артикуляционного праксиса и подготовка мышц артикуляционного аппарата к предстоящей оперативной коррекции;

- формирование физиологического и речевого дыхания;

- формирование фонетической стороны речи (артикуляции и голоса);

- развитие фонематического слуха и восприятия.

После операции коррекционные задачи значительно усложняются. Их цель:

- развить подвижность мягкого неба;

- устранить неправильный уклад органов артикуляции при произношении звуков;

- подготовить произношение всех звуков речи без назальности (за исключением носовых звуков).

Афазия является одной из самых сложных речевых аномалий. Она характеризуется утратой речи у ребёнка, которая была уже полностью сформирована. При афазии в первую очередь нарушается коммуникативная речевая функция, также происходит дезинтеграция всей психо-эмоциональной сферы ребёнка. Для ее преодоления требуется ранняя логопедическая реабилитация ребенка.

 Ринофония – избыточный носовой оттенок голоса – возникает при недостаточности разграничения носовой и ротовой полостей во время фонации и произнесения ротовых фонем.

Нейросенсорная тугоухость развивается при повреждении чувствительных нервных клеток внутреннего уха, слухового нерва и центральных образований слуховой системы.

 Кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

Для этого послеоперационная реабилитация детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:
1. Развитие слухового восприятия и речи.
2. Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.).
3. Психологическая помощь ребенку и его близким

Задержка речевого развития диагностируется у ребенка, не страдающего органическими поражениями центральной нервной системы, органов слуха или артикуляционного аппарата. Темповую задержку речевого развития по-другому называют социально-педагогической ЗРР. Причиной отставания в формировании речевых навыков в двух-трехлетнем возрасте в случае темповой ЗРР считают отсутствие у малыша потребности в речевой деятельности. В большинстве случаев – если вовремя не придать значения задержке темпов речевого развития у детей (ЗРР) и не принимать меры по коррекции этого нарушения, то будут возникать проблемы с общим развитием личности, а небольшое отставание в развитии речи может перерасти в более сложный дефект – задержку психоречевого развития (ЗПРР).

 Нейропсихологическая реабилитация проходит в трех направлениях:

1.      Работа с когнитивными процессами и преодоление когнитивного дефицита (коррекция нарушенных когнитивных функций способствует повышению социальной адаптации)

2.      Работа с эмоционально – волевой сферой (терапия ориентирована на адаптацию пациента к ситуациям болезни, снижение эмоционально – психологического напряжения)

3.      Разъяснительная работа с близкими и родственниками (регулярные беседы о специфике заболевания пациента, о пошаговом процессе реабилитации)

  В рамках мультидисциплинарного подхода в оказании помощи проводятся сеансы иглорефлексотерапии.

Акупункту́ра (также иглорефлексотерапи́я, рефлексотерапи́я, иглотерапи́я, иглоука́лывание; от лат. acus — игла и лат. punctura (pungo, pungere) — колоть, жалить) — направление в традиционной китайской медицине, в котором воздействие на организм осуществляется специальными иглами через особые точки на теле посредством введения их в эти точки и манипуляций ими.

Метод также является лечебно-диагностическим. Используя специальные методики диагностики по характеру ощущений тех или иных биологически активных точек можно сделать вывод о развивающейся или уже развившейся дисфункции органов или системы органов.

БАТ (биологически активные точки) - зоны (точки) поверхности тела, являющиеся проекцией нервных окончаний соответствующих глублежащих тканей и органов. В среднем, каждая БАТ имеет площадь около 2мм2 . Внешне она ничем не отличима от рядом расположенного участка кожи. Находятся на разной глубине и имеют разные характеристики.

В 2010 году ЮНЕСКО включил акупунктуру и игнипунктуру в Список нематериального культурного наследия человечества.

В отделении проводятся консультации травматолога-ортопеда пациентам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и последствиями травм для формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка в рамках мультидисциплинарного подхода в оказании помощи.

Консультации травматолога-ортопеда в отделении проводятся при следующих патологиях:

- различные формы ДЦП

- органическое поражение ЦНС с синдромами

- последствия черепно-мозговой и спинно-мозговой травм (в промежуточный и отдаленный периоды)

- последствия нарушения мозгового кровообращения (промежуточный и отдаленный восстановительный периоды)

- врожденные пороки развития 

- поражения периферических нервов различной локализации

- заболевания опорно-двигательного аппарата

- посттравматические и иммобилизационные контрактуры суставов

- нервно – мышечные заболевания

- последствия переломов

ДСМР  также оказывает  реабилитационную помощь детям стационара дневного пребывания на 40 коек (гастроэнтерологических, неврологических, пульмонологических, урологических оториноларингологических), офтальмологического дневного стационара на 20 коек (консультации логопеда, психолога, массаж, ЛФК, грязелечение); психоневрологического и нейрохирургического отделений (консультации логопеда, ортопеда).

В отделении активно используются  современные подходы к  объективному обследованию детей с неврологической патологией. Помимо комплексного инструментального обследования, пациентам  ДСМР   доступен широкий спектр современных и высокотехнологических методов диагностики электроэнцефалография (ЭЭГ), электрокардиография (ЭКГ), электромиография (ЭНМГ),  РКТ, МРТ, СКТ. Широко применяется  нейроофтальмологическое исследование  полей зрения, глазного дна.

Детям со снижением слуха   с целью уточнения диагноза и динамического наблюдения регистрируются   коротколатентные вызванные слуховые потенциалы (КСВП), задержанная вызванная отоакустическая эмиссия (ЗВ ОАЭ), тимпанометрия, импедансометрия. Сурдолог и сурдопедагог осуществляют при необходимости подбор слухового аппарата. 

Согласно индивидуальным программам реабилитации (ИПР), разрабатываемым  для каждого пациента ДСМР, ежедневно  дети получают  не только медикаментозное лечение, направленное на улучшение метаболических процессов, но и  разнообразные дополнительные методы реабилитации, психолого-педагогические занятия. ИПР включает в себя физиопроцедуры, в том числе микрополяризацию, аппаратные методы стимуляции мозга, массаж, иглорефлексотерапию,  процедуры грязевых аппликаций, занятия лечебной физкультурой в зале и в бассейне, кинезиотейпирование, гипербарическую оксигенацию, сауну. В лечении ДЦП, спастических парезов и параличей (травматического и инфекционного генеза) применяется ботулинотерапия, кинезиотейпирование, мануальная терапия.

ДСМР в своей деятельности  руководствуется международными  современными принципами  реабилитации: комплексности, раннего начала мероприятий, этапности, индивидуальности, непрерывности, последовательности, преемственности, активного участия в реабилитационном процессе  родителей ребёнка. Благодаря материально-технической базе, штатному расписанию и постоянному поиску путей оптимизации  деятельности отделения, удается  учитывать все вышеперечисленные принципы при организации  медицинской реабилитации в ДСМР.