«РОЛЬ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРАКТИКЕ ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГБУ РО "ОДКБ»: в чем польза нового учебно-методического пособия для специалистов и даже родителей пациентов.

«РОЛЬ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРАКТИКЕ ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГБУ РО "ОДКБ»: в чем польза нового учебно-методического пособия для специалистов и даже родителей пациентов.

15-го января вышло из печати новое учебно-методическое пособие, тираж которого уже с 18-го января будет бесплатно распространен по территориям области. Как подчеркивает Татьяна Ефремова, один из авторов пособия, заведующая отделением медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ», главный внештатный детский реабилитолог ЮФО, при необходимости (по запросу) текст учебного пособия может быть выслан коллегам-специалистам в электронном виде.

Сразу скажем: пособие стоит того, чтобы его имел каждый детский невролог и реабилитолог. Да и родителям пациентов оно будет очень полезно.

Над созданием пособия коллектив авторов (а это сотрудники отделения медицинской реабилитации ОДКБ во главе с заведующей отделением) работал достаточно долго и тщательно. Рецензенты пособия - Тринитатский Ю.В., д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ, директор центра неврологии РОКБ, и Балязин В.А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой нервных болезней и нейрохирургии ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России.

Среди главных плюсов работы – соединение теоретической части и практической, с акцентом на практику. Важно: опыт практической деятельности специалистов ОМР изложен в таком утилитарно удобном виде, что легко может быть тиражирован. Например, приведенные упражнения достаточно легко освоить не только неврологам и реабилитологам, но и родителям пациентов. Авторы пособия подчеркивают: цель методических рекомендаций – практическая, это прежде всего обучение врачей-неврологов и других специалистов методикам терапии, основанной на сенсорной интеграции, в реабилитации детей с речевыми и психическим нарушениями. Пособие предназначено для врачей-неврологов, психиатров, педиатров, специалистов по реабилитации, медицинских психологов и логопедов.

ВНИМАНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ! Какие конкретно темы освещены в учебно-методическом пособии? Основные задачи сенсорной интеграции; этиология дисфункции сенсорной интеграции (основные клинические симптомы нарушения сенсорной обработки, диагностика сенсорного дефицита); основные принципы терапии, основанной на сенсорной интеграции; опыт организации работы отделения медицинской реабилитации с использованием методик сенсорной интеграции; организации работы сенсорной комнаты на примере отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ»; организации работы в зале для сенсорной интеграции на примере отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ»; методики, используемые инструктором ЛФК; организация работы логопеда и педагога; выводы; список рекомендуемой литературы. При этом специалистам предлагаются уникальные методики и комплексы упражнений, разработанные в отделении медицинской реабилитации Областной детской клинической больницы, и показавшие свою высокую эффективность.

ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ ПАЦИЕНТОВ! Приведем лишь несколько моментов в поведении ребенка, которые должны насторожить родителей и показать ребенка врачу. (Если вы прочтете пособие полностью, поймете, признаком чего являются те или иные особенности в поведении ребенка и на чем надо акцентировать внимание в беседе с доктором.) Итак, некоторые признаки гиперчувствительности к вестибулярным стимулам: ребенок пассивный; предпочитает малоподвижные игры, избегает игр на баланс, самостоятельно игры не инициирует; отсутствует пластичность движений; такие дети опасаются горок, ступенек, не любят новые виды физической активности; ребенок испытывает трудности при ходьбе по неровной поверхности; задержка развития экспрессивной речи – ребенок немногословен; есть сложности в определении левая/правая рука; есть проблемы с одеванием; трудности в списывании задания с доски. А вот признаки гипочувствительности к вестибулярным стимулам: ребенок очень активный, неусидчивый; отсутствует страх высоты, падений; дети часто прыгают, бегают, мотают головой; легко перевозбуждаются. Важно подчеркнуть: здесь мы привели лишь одно направление (гипо- или гиперчувствительность к вестибулярным стимулам), а их – порядка десяти. И о каждом надо бы знать.

СПРАВКА.

Рассказывает Татьяна Ефремова, заведующая отделением медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ», главный внештатный детский реабилитолог ЮФО:

- Направление сенсорной интеграции в медицине начала развиваться с 60-х годов XX века в связи с выявлением большого количества случаев ментальных нарушений, сказывающихся на обучении и развитии детей. Энн Джин Айрес, доктор, эрготерапевт, знаменитый специалист по детскому развитию, разработала теорию сенсорной интеграции, раскрыв причины сенсорных нарушений, их влияние на повседневную жизнь детей с такими нарушениями и на их родителей, а также пути и средства помощи. При терапии, основанной на сенсорной интеграции, тщательно подбираются виды физического взаимодействия и активности, направленные на получение сенсорного опыта, стимулирующего сенсорную интеграцию. Таким образом, корректируются способности к обучению и поведение, а в итоге и само качество жизни.

Сенсорная интеграция — это способность человека организовывать ощущения. Основные клинические симптомы нарушения сенсорной обработки: сверхчувствительность или пониженная чувствительность к прикосновениям, движениям, звукам или зрительным стимулам; социальные и/или эмоциональные проблемы; необычно высокий или низкий уровень активности; избегание визуального контакта; неуклюжесть, неловкость; импульсивность, снижение самоконтроля; трудности перехода от одного вида активности к другому; ритуальное поведение; своеобразие игровой деятельности; нарушения сна; задержка речи, моторных навыков; трудности обучения.

 image-15-01-21-01-34.jpeg

image-15-01-21-01-35.jpeg

image-15-01-21-01-37.jpeg

image-15-01-21-01-42.jpeg

Возврат к списку