ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ разработаны и используются в отделении медицинской реабилитации

ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ разработаны и используются в отделении медицинской реабилитации

О том, как выявить у детей в подростковом возрасте психологические проблемы и устранить их, рассказывает Татьяна Евгеньевна Ефремова, заведующая отделением медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ», главный внештатный детский реабилитолог ЮФО:

- Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей — это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Значительный этап работы с этими детьми — коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий.

В мировой психологии существует два подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий. Главная задача коррекции в рамках психодинамического подхода — это создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта. Успешному разрешению способствуют психоанализ, семейная психокоррекция, игры и арт-терапия. Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие тренировки закрепляют усвоенные реакции.

Методы психокоррекции (ПК) эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам ПК эмоциональных нарушений относятся методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлении. Сюда входят игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, которые влияют на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны.

В отделении медицинской реабилитации мы уделяем большое внимание психокоррекционным занятиям для детей и подростков. Для всех детей проводится первичная диагностика, с дальнейшей психокоррекцией. Для детей дошкольного, младшего среднего возраста - занятия индивидуальные. А вот подростков уже можно объединять в группы. Формируем специальные программы для подростков – ведь это особый возраст. Используем опыт коллег, разработавших и уже использующих на практике ряд тренингов.

Среди тренингов для подростков – «Рука друга». Цель тренинга - выявление психологических проблем подростков. Сначала ребята проходят индивидуальное психологическое тестирование.  

В процессе занятия они выбирают для себя желаемые социальные роли. Для этого используются карточки с изображением животных и растений и игрушки. Психолог задаёт вопросы о том, почему ребёнком сделан тот или другой выбор. Ответы участников тренинга позволяют психологу сделать выводы о том, какие черты характера присущи подросткам, какие жизненные цели ставятся, с какими трудностями приходится сталкиваться в жизни. Посредством использования метафоры в ходе тренинга психолог имеет возможность скорректировать психоэмоциональное состояние подростка, дать возможность обратить внимание на сверстников, находящихся рядом. Помочь им советом и поддержать. Основная цель занятия - сплочение коллектива. Подобные тренинги помогают подросткам и в дальнейшей жизни.  


image-10-03-21-01-21.jpeg
image-10-03-21-01-21-2.jpegimage-10-03-21-01-21-4.jpegimage-10-03-21-01-23.jpeg

Возврат к списку